О стандартизации подключений электромобилей к электроустановкам зданий

10.10.2017
О стандартизации подключений электромобилей к электроустановкам зданий
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) утвержден новый национальный стандарт ГОСТ Р 50571.7.722–2017/МЭК 60364-7-722:2015 «Электроустановки низковольтные. Часть 7-722. Требования к специальным электроустановкам или местам их расположения. Источники питания для электромобилей».

Электромобили, наряду с возобновляемой энергетикой и другими прорывными технологиями, являются одними из основных технических решений, призванных стать ответом на глобальные экологические и климатические вызовы. Применение электромобилей позволяет снизить выбросы парниковых газов, а также практически исключить попадание вредных веществ в атмосферу с первую очередь в местах, наиболее важных для жизни людей, – мегаполисах.

Вопросы развития и обеспечения безопасности и совместимости электромобилей являются одним из приоритетных направлений деятельности МЭК, генеральная ассамблея которой проводилась с 2 по 13 октября во Владивостоке. В МЭК действует ряд технических комитетов, которые разрабатывают требования как непосредственно к оборудованию электромобилей, так и к системам их подключения к электрическим сетям. Россия, являясь членом МЭК, активно изучает и применяет передовой международный опыт в данной области. В настоящее время в России введены и действуют национальные стандарты на основе МЭК по направлению проблематики зарядки электромобилей:
  • ГОСТ Р МЭК 61851-1-2013 «Система токопроводящей зарядки электромобилей. Часть 1. Общие требования»;
  • ГОСТ Р МЭК 62196-1-2013 «Вилки, штепсельные розетки, соединители и вводы для транспортных средств. Кондуктивная зарядка для электромобилей. Часть 1. Общие требования»;
  • ГОСТ Р МЭК 62196-2-2013 «Вилки, штепсельные розетки, соединители и вводы для транспортных средств. Кондуктивная зарядка для электромобилей. Часть 2. Требования размерной совместимости и взаимозаменяемости для штыревых разъемов и арматуры сети переменного тока».
Отличительной особенностью нового стандарта являются заложенные в него основы для реализации технологии V2G (vehicle-to-grid), которые в настоящее время активно прорабатываются в МЭК, в том числе в части системных требований к электроустановкам. Технология V2G подразумевает возможность двустороннего использования электромобилей при подключении к электроустановке, как для подзарядки электромобиля, так и для отдачи электроэнергии от аккумуляторов электромобиля обратно в электрическую сеть. V2G имеет значительный потенциал для развития электроэнергетических систем, позволяя накапливать электрическую энергию в моменты пиков ее производства и отдавать ее в сеть в моменты пиков потребления. Данный подход наиболее важен в условиях развития возобновляемой энергетики, основной технологической особенностью которой является неравномерная генерация электроэнергии, зависящая от климатических данных и погодных условий.

Новый стандарт разработан Московским институтом энергобезопасности и энергосбережения (МИЭЭ) и Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении» (ВНИИНМАШ) в рамках ТК 337 «Электроустановки зданий».